Как показывает практика, региональные радиостанции зачастую достаточно произвольно подходят к данному вопросу, оценивая соотношение вещания по собственным критериям, которые далеко не всегда совпадают с позицией Роскомнадзора (РСКН). В результате могут возникать ситуации, когда вещатель привлекается к административной ответственности за нарушение лицензии (часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ), что, помимо штрафа (от 30 000 до 40 000 рублей на организацию плюс от 4000 до 5000 на должностное лицо), также может повлечь проблемы с пролонгацией лицензии в «конкурсных» городах.
Данная статья призвана систематизировать положения законодательства, с учётом имеющейся практики проверок РСКН, с тем чтобы вещатели не допускали нарушений, вызванных незнанием правил определения соотношения вещания, а также правоприменительной практики контролирующего органа. В общем виде с типологизацией правонарушений можно ознакомиться в памятке Управления РСКН по ЦФО, где они представлены в структурированном виде. Данная статья относится к анализу разделов нарушений по темам «соблюдение объёмов вещания», и «учёт рекламы при определении объёмов вещания».
Наличие в программной концепции вещания нескольких вещателей (то есть исходная причина возникновения обязанности соблюдать их пропорции) означает, в частности, что каждое из СМИ, включённое в программную концепцию, обязано соблюдать в своём эфире установленную продолжительность вещания.
Пропорции вещания, как они обычно формулируются в соответствующем приложении к лицензии на вещание, предполагают, что осуществляется вещание различных радиоканалов (радиопрограмм) в течение регламентированного времени. Регламентирование времени вещания осуществляется в часах, период вещания – неделя.
Здесь вещателю необходимо помнить, что норматив пропорции устанавливается в отношении недели, то есть обеспечивать требуемую пропорцию ежедневно не требуется. Законодательство, а также официальные разъяснения не устанавливают, каким образом осуществляется расчёт времени вещания в неделю (в случае, если при программировании эфира пропорции не всегда одинаковы, то соотношение вещаемых программ с понедельника по воскресенье может быть отличным от соотношения со среды по вторник следующей недели, хотя в обоих случаях период расчёта составляет календарную неделю). Практика проверок РСКН свидетельствует о том, что мониторинг эфира осуществляется кратно обычной календарной неделе (с понедельника по воскресенье), и, если эфир программируется «вручную» и регулярно меняется, требуемую кратность нужно обеспечивать исходя из данного периода.
Определённым вопросом является степень точности соблюдения пропорции – в зависимости от формата вещания, бывает тяжело обеспечить соответствие пропорций до минут и секунд. Практика по данному вопросу неоднозначна: с одной стороны, формат «Справки по результатам анализа записей эфира», которая применяется территориальными органами РСКН для контроля соблюдения лицензионных требований при проверках, учитывает хронометраж до секунд, и соответственно приводит указанные данные в расчёте как общей продолжительности вещания, так и пропорции. С другой стороны, как правило, территориальные органы РСКН не вменяют вещателям незначительные отклонения, считая из малозначительными. Судебная практика говорит, что в таком случае присутствует формальное нарушение, от которого можно освободить по малозначительности (например, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 N 17АП-8949/2014-АКу по делу N А71-4221/2014). Однако при этом конкретных цифр погрешности официально не опубликовано.
Следующим обстоятельством, далеко не очевидным для вещателя, является вопрос отнесения той или иной передачи (да и вообще, любого контента), к тому или иному радиоканалу (радиопрограмме). Здесь имеется два подвопроса: первый связан с обстоятельствами изготовления контента, а второй – с оформлением выхода в эфир.
Касательно вопроса изготовления контента, с практической точки зрения всё достаточно просто: контент следует за авторским и смежным (организация эфирного вещания) правом, т.е. силами редакции какого СМИ (либо по заказу редакции какого СМИ) был сделан контент – то СМИ имеет право позиционировать его принадлежность. Безусловно, тут могут возникнуть трудности, например, разграничение радиоканала и радиопрограммы, степень переработки материала, чтобы считать его «своим», однако указанные трудности достаточно специфичны и не актуальны для абсолютного большинства вещателей.
Что касается оформления выхода в эфир, необходимо помнить, что имеется правоприменительная практика территориальных органов РСКН, согласно которой принадлежность эфира определённому радиоканалу (радиопрограмме) определяется не на основании документарной проверки обстоятельств создания контента, а на основании выходных данных. При этом контролирующие органы руководствуются письмом РСКН от 08.11.2016 №04СВ-103921 «О размещении джинглов сетевых партнёров». Указанное письмо указывает, в частности, на необходимость оформления эфира выходными данными, и необходимость оформления перехода эфира с федерального вещания на местное выходными данными («полными» или «сокращёнными»). При этом под полными выходными данными РСКН понимает: название СМИ, зарегистрировавший его орган, регистрационный номер и сообщение об ограничении распространения информационной продукции среди детей, а под сокращёнными - сочетание наименования радиоканала и сообщения об ограничении распространения информационной продукции среди детей. В данном случае, РСКН, трактуя закон достаточно обременительным для вещателей образом (при частом переходе между федеральным и местным вещанием частое повторение выходных данных может весьма засорить эфир), тем не менее идёт им навстречу, разделяя «полные» и «сокращённые» выходные данные, фактически делая изъятие из статьи 27 Закона «О средствах массовой информации» для обозначения перехода с федерального вещания на местное и обратно (согласно указанной выше статье, «зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер»). Тем не менее, даже в таком, «щадящем» варианте, частые переходы трудновыполнимы.
Крайне существенным для регионального выщателя является, то обстоятельство, что отсутствие выходных данных при переходе с федерального вещания на местное и обратно рассматривается РСКН не как нарушение порядка опубликования выходных данных (статья 13.22 КоАП), а как нарушение пропорций вещания (ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП). Данная интерпретация неприятна тем, что местный вещатель находится в зависимости от своего партнёра: если местный вещатель добросовестно поместил выходные данные в начале всех региональных блоков, а федеральный вещатель этого не сделал, то РСКН при проверке может интерпретировать вещание как 100% местное и квалифицировать нарушение у местного вещателя, хотя при этом местный вещатель не может определять содержание программ своего федерального сетевого партнёра, и никак не мог ситуацию исправить или предотвратить. С практической точки зрения целесообразно, не дожидаясь проверки и получения претензий от территориального органа РСКН, связаться с сетевым партнёров, и, в крайнем случае (с разрешения партнёра), самостоятельно включать «сокращённые» выходные данные в конец регионального блока, чтобы они воспринимались как начало федерального вещания (необходимо учесть, что этот хронометраж будет отнесён к федеральному вещанию).
Исходя из указанной выше логики РСКН будет оценивать также все вспомогательные элементы эфира (джинглы, анонсы и т.п.): под чьими выходными данными опубликовано, тому эфир и принадлежит.
Сказанное выше, тем не менее, не означает, что региональный вещатель может отказаться от местных программ, просто оформляя нужный хронометраж сетевого партнёра собственными выходными данными – это явное нарушение, которое может быть выявлено при документарной проверке, и его пресечение и привлечение к ответственности за нарушение имеет крайне обширную и продолжительную практику.
Применительно к вещанию рекламы также используется описанный выше подход, который официально декларирован в Письме РСКН от 04.02.2014 N 05КМ-3178 «Разъяснения о порядке подсчета объема вещания телеканала (радиоканала)» - «Если в эфире сетевого партнера размещается региональная реклама, которая не сопровождается наименованием, логотипом и (или) выходными данными регионального СМИ, такая реклама в общий объем регионального СМИ не включается и относится к объему вещания СМИ сетевого партнера»
При этом следует отметить, что требования законодательства касательно ограничения объёмов рекламы в эфире, установленные частью 2 статьи 15 ФЗ «О рекламе», установлены для каждого СМИ отдельно. По этой причине недопустимо увеличивать хронометраж местного вещания за счёт «приращивания» федеральных рекламных блоков (объём рекламы в этом случае превысит установленное ограничение 20%, что составит самостоятельное нарушение). То же самое касается требований по тематике передач – нельзя отказаться от вещания передач, предусмотренных программной концепцией на том основании, что они имеются у сетевого партнёра.
Андрей Кашин, медиаюрист
Специально для Radioportal.ru
Андрей Кашин - независимый медиаюрист. Занимается вопросами правового регулирования вопросов рекламы, авторских и смежных прав, лицензирования, налогообложения, защиты чести и достоинства, деловой репутации региональных и московских СМИ. Опыт работы свыше 10 лет. Понимает правовые и финансовые механизмы жизни медиакомпании.