Чаще всего это происходит по причине банальной неосведомлённости радиовещателей об этой обязанности. По этой причине, целесообразно, прежде всего, разъяснить, о какой обязанности идёт речь, как её исполняют, и какая ответственность следует за нарушением. После этого можно рассмотреть некоторые нюансы.
Понятие «обязательный экземпляр документа» - это элемент законодательства об архивном деле, который в том или ином виде существует уже давно. Его исходный смысл состоит в том, что необходимо обеспечивать централизованный сбор и архивное хранение всей информационной продукции, которая выпускается на территории России. Порядок этого различен в зависимости от формы выпуска (книга, периодическое издание, фильм, эфир и т.д.), однако в общем виде связан с обязанностью того, кто информационную продукцию создаёт (изготовитель), регулярно направлять её в уполномоченный орган для архивного хранения.
Благодаря законодательству об обязательном экземпляре, в центральных библиотеках можно найти все книги, издававшиеся в нашей стране (включая СССР), все газеты, журналы и т.д. Понятно, что в наше время, когда объёмы информации растут с геометрической прогрессией, возникают определённые логистические сложности (как принять такой объём информации, как его сохранить таким образом, чтобы иметь возможность оперативно получить доступ), но, к счастью, решать этот вопрос предстоит не тому, кто отдаёт на хранение (он называется «изготовитель документа»), а тому, кто принимает, и с этим связаны последние изменения в законодательстве, связанные с цифровизацией этого процесса.
Общие требования к направлению обязательных экземпляров радиостанциями
Основным регулирующим законом является Федеральный закон от 29.12.1994 N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (как видите, очень старый закон, который сменил аналогичное законодательство СССР).
Пункт 1 статьи 12 указанного Закона требует от радиовещателей направлять во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию по два обязательных экземпляра фонопродукции … в виде позитивных копий… на электронных носителях, созданной для … радиовещания, не позднее чем через месяц со дня ее выхода в эфир.
В ВГТРК заниматься приёмом обязательных экземпляров уполномочен Гостелерадиофонд (филиал ВГТРК), о порядке направления и приёма документов в котороый можно узнать на официальном сайте Гостелерадиофонда.
Интересно, что Гостелерадиофонд предлагает услугу по направлению обязательных экземпляров по электронным каналам связи, хотя закон говорит именно о двух экземплярах на электронных носителях. Тем не менее, РСКН согласился с правомерностью данного порядка (который, с точки зрения качества формирования архива, безусловно, лучше), опубликовав соответствующее разъяснение, и соответственно, для вещателей крайне хорошо, что контролирующий орган проявил широту трактовки, а не казуистичный подход, поскольку такая форма доставки обязательного экземпляра во всех смыслах лучше. Единственный «минус» такой отправки – цена (5000 рублей в месяц для радиовещателя, как указано на сайте Гостелерадиофонда на сегодняшний момент), поэтому пока направлять почтой, к сожалению, может оказаться дешевле.
Следует отметить, что позиция РСКН состоит в том, что «месячный срок» - это не срок для направления обязательного экземпляра, а срок его получения Гостелерадиофондом, поэтому на практике в случае направления почтой необходимо направлять чаще чем 1 раз в месяц, закладывая время на доставку (например, 1 раз в 2 недели).
РСКН издал (и разместил на сайте) Рекомендации по соблюдению законодательства об обязательном экземпляре, ознакомиться с которыми ответственному сотруднику радиостанции не просто полезно, а необходимо.
Ответственность
Ответственность за нарушение указанной обязанности предусмотрена ст. 13.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях и заключается в штрафе 10 000-20 000 рублей для организации и 1 000 – 2 000 рублей для должностного лица (главного редактора).
Как правило, РСКН обращает внимание на нарушение в ходе проверок и составляет один протокол по итогам проверки (а не один протокол на каждую передачу или день вещания, в этом случае штраф бы вырос многократно).
Срок давности привлечения к ответственности составляет 3 месяца с момента совершения (имеется соответствующее разъяснение Верховного суда РФ), и первично к ответственности привлекает суд (мировой судья), которому РСКН направляет протокол. Учитывая, что на подачу обязательного экземпляра отводится 1 месяц, по истечение которого (если он не направлен) нарушение считается совершённым, фактическая давность – 4 месяца с момента передачи в эфир. По этой причине привлечь вещателя к административной внеплановой проверки (когда у вещателя запрашивают подтверждение направления обязательного экземпляра) затруднительно, что и объясняет то обстоятельство, что многие вещатели вообще не в курсе необходимости направления обязательных экземпляров.
Вместе с тем, мы рекомендует соблюдать законодательство об обязательном экземпляре даже при том, что штрафы (пока) относительно небольшие, тем более, что ужесточение ответственности и совершенствование технологий фиксации нарушений гипотетически возможно (законодательство об обязательном экземпляре развивается и в закон периодически вносятся изменения). Кроме того, для вещателей на конкурсных частотах, наличие нарушений может служить основанием для повторного выноса частоты на конкурс.
Помимо этого, в последнее время имеются случаи подхода территориальных органов РСКН, который состоит в том, что факт вещания радиостанции подтверждается направлением обязательных экземпляров (то есть, если нет доказательства направления обязательного экземпляра – нет вещания). Полагаем, что этот подход дискуссионный, и призван, прежде всего, повысить субъективную значимость направления обязательного экземпляра для вещателя, однако для вещателя всё же целесообразнее исполнять закон и не допускать споров с РСКН, а не вдаваться в споры, которых можно легко избежать и которые в значительной степени бессмысленны.
Некоторые практические вопросы при направлении обязательных экземпляров
Итак, вещатель знает об обязанности направлять обязательный экземпляр, и планирует эту обязанность исполнять. Однако встаёт вопрос: должен ли он направлять весь свой эфир, или только часть его.
Необходимо учесть, что законодательство об обязательном экземпляре относится именно к архивному делу, и не стоит отождествлять его с обязанностью хранения материалов передач, указанной в статье 34 Закона «О средствах массовой информации», соответственно, объём передач, которые радиостанция обязана хранить на основании указанной статьи, не тождественен объёму, который необходимо направлять. Например, РСКН трактует законодательство таким образом, что вещатель обязан направлять запись прямого эфира, когда как статья 34 Закона «О средствах массовой информации» говорит только о хранении передач, вышедших в записи.
Теоретически, законодательство об архивном деле предполагает, что направляется запись, которая была изготовлена непосредственно тем, кто направляет, и только тогда, когда трансляция сделана в первый раз (то есть при повторе, в том числе даже спустя значительное время, обязанности направлять уже нет). Это ограничение призвано избежать перенасыщения архива бесконечным количеством копий одного и того же.
Между тем, многие радиовещатели предпочитают не вдаваться в такие подробности и направлять всё, что имеют, поскольку за ненаправление они могут быть оштрафованы по ст. 13.23 КоАП, а за направление избыточных материалов ответственности не предусмотрено.
В данном случае можно дать рекомендацию соблюдать определённый баланс: в случае сомнений, безусловно, лучше направить материал, чем не направить (исходя из указанного выше принципа ответственности), однако в случае, когда направление явно избыточно, предпочтительнее не направлять и не захламлять архив бессмысленной информацией.
РСКН в разъяснениях, ссылка на которые представлена выше, даёт следующие разъяснения того, что надо направлять.
«Передаче подлежат программы и передачи (в том числе вышедшие в прямом эфире):
- собственного производства;
- материалы, созданные по заказу редакции (вещателя);
- материалы, авторские права на которые переданы редакции (вещателю) правообладателями.
Подлежат доставке изготовленные как на территории Российской Федерации, так и за её пределами художественные, мультипликационные, документальные фильмы, выпуски новостей, иные программы, созданные для телевещания и сообщенные в эфир/по кабелю впервые (премьерные показы), музыкальные произведения (фонограммы) и программы, созданные для радиовещания и сообщенные в эфир/по кабелю впервые (премьерное сообщение), а также музыкальные произведения (фрагменты музыкальных произведений), которые являются неотъемлемой частью вновь созданных программ, передач.
…
Сдавать на хранение в ВГТРК записи рекламы, вышедшей в эфир канала, не нужно.
Освобождены от обязанности предоставлять какие-либо материалы в ВГТРК региональные лицензиаты, осуществляющие стопроцентную ретрансляцию федеральных телеканалов (радиоканалов)».
Из указанных выше разъяснений (а также анализа текста ФЗ «Об обязательном экземпляре»), можно сделать вывод, что не требуется высылать материалы сетевого партнёра (это должен делать сетевой партнёр). Учитывая, что абсолютное большинство региональных радиовещателей является сетевыми партнёрами федеральных радиостанций, это существенно сокращает объём информации, которую они должны направить. При 100% вещании сетевого партнёра направлять обязательный экземпляр вообще не нужно, однако маловероятно, что программная концепция какой-либо радиостанции это допускает.
Очевидно, что необходимо направлять все передачи, которые относятся к собственному вещанию (т.е. созданные самостоятельно или по заказу). Здесь есть определённый нюанс, который очень распространён именно в радио. Большое количество (если не абсолютное большинство) передач, которые подготавливаются местной радиостанцией – музыкальные. Это означает, что передача состоит из каких-то вводных слов ведущего (может быть, звонков радиослушателей) и музыки из плей-листа. Очевидно, что эта музыка не является созданной специально для передачи по радио, и представляется крайне сомнительным, чтобы она считалась «неотъемлемой частью созданных программ». Безусловно, с точки зрения целесообразности формирования архива, она не нужна. Тем не менее, здесь лучше устрожиться, и выслать передачу целиком – и с музыкой, и с ведущим, и с другим относящимся к ней контентом.
Хотя передачи, выходящие в повторе, теоретически не обязательно направлять (они не являются премьерным сообщением), однако это правило работает в том случае, если ранее (при премьерном сообщении) эта передача была направлена. На практике это не всегда возможно проконтролировать, поэтому, за исключением совсем явных случаев (например, повтора новостного выпуска в течение суток), лучше направлять повторно.
Хотя РСКН в разъяснениях и освобождает рекламу от направления, представляется, что это относится к случаям, когда реклама не делается самой радиостанцией, а предоставляется рекламодателем. Если реклама сделана самой радиостанцией и ранее нигде не использована – то она мало отличается от «собственных передач», и как минимум однократно (после «премьерного сообщения») её необходимо в Гостелерадиофонд направить.
Следует отметить, что действие закона «Об обязательном экземпляре» не распространяется на материалы, которые распространяются исключительно в сети Интернет, поэтому материалы сайтов радиостанций куда-либо направлять не нужно.
Андрей Кашин, медиаюрист
Специально для Radioportal.ru
Андрей Кашин - независимый медиаюрист. Занимается вопросами правового регулирования вопросов рекламы, авторских и смежных прав, лицензирования, налогообложения, защиты чести и достоинства, деловой репутации региональных и московских СМИ. Опыт работы свыше 10 лет. Понимает правовые и финансовые механизмы жизни медиакомпании.
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru