Особенность данного вопроса состоит в том, что, в отличие от большинства иных требований законодательства к вещателю, исполнение которых контролирует Роскомнадзор, данное требование происходит не из законодательства в сфере СМИ, а из законодательства в сфере связи. Сказанное выше означает, что обязанность, о которой идёт речь – это обязанность оператора связи, т.е. держателя лицензии на деятельность в области связи (для целей эфирного вещания, в данном случае), а не лицензии на вещание («главной» лицензии радиостанции).
В связи с этим, если по какой-то причине радиостанция имеет только вещательную, но не имеет «связной» лицензии (например, пользуется услугами связи РТРС), то обязанности по направлению какой-либо отчётности по резерву универсального обслуживания у вещателя нет.
О какой обязанности идёт речь? Статьями 59, 60 и 61 ФЗ «О связи» устанавливаются правовые основания для формирования т.н. «резерва универсального обслуживания», и определены источники его финансирования. Основным таким источником являются выплаты от операторов связи (т.е. держателей лицензий на деятельность в области связи), которые определяются как доля от доходов от деятельности в области связи (сейчас – 1,2%) и подлежат оплате не позднее 30 дней с даты окончания календарного квартала.
Помимо этого, обязанностью (лицензионным требованием) для оператора связи является направление в уполномоченный орган специальной отчётности по начислению указанных платежей. Документ, который регламентирует эту обязанность, называется «Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» (утверждён Приказом Минсвязи от 16.09.2008).
Соответственно, необходимо разобраться с двумя вопросами: во-первых, необходимо ли радиостанции что-то платить в указанный резерв, и, во-вторых, необходимо ли подавать соответствующую отчётность.
В отношении оплаты отчислений в резерв универсального обслуживания у радиокомпании может быть две ситуации.
Первый вариант (наиболее распространённый) – одна организация является держателем и лицензии на вещание, и лицензии на связь. В таком случае услуги связи такая организация как бы оказывает сама себе (то есть использует в собственной деятельности), и доходы от этого вида деятельности отсутствуют. Закон (пункт 2 статьи 60 ФЗ «О связи») прямо говорит, что доход определяется по правилам бухгалтерского учёта, следовательно, руководствоваться надо положениями ПБУ «Доходы организации» 9/99 (утверждено Приказом Минфина от 06.05.1999). Согласно пункту 5 указанного ПБУ, «Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка)». Поскольку в данном случае выручки у организации нет, обязанности производить какие-либо выплаты в Резерв универсального обслуживания также не имеется (т.е. база считается равной нулю). Мы оговариваем это, потому что теоретически возможно было бы рассмотреть какую-то методику определения рыночной стоимости услуг связи для целей эфирного вещания и для собственных нужд, однако в данный момент правила бухгалтерского учёта говорят о том, что доход учитывается от той услуги, которая была оказана третьему лицу, например, если доход поступил за рекламные услуги, он считается поступившим именно за рекламные услуги и вычленять из него «связной» компонент не требуется. Возможно, в будущем ситуация изменится, поскольку сейчас большое количество операторов связи, которые не продают услуги связи непосредственно, по факту ничего не платят в резерв универсального обслуживания, и будет логично, если законодатель обратит на это внимание.
Второй вариант – когда радиостанция существует в виде группы компаний, где лицензиями на вещание и на связь владеют разные лица. В таком случае платёж в резерв универсального обслуживания должен быть произведён держателем лицензии на связь в установленном порядке, исходя из суммы договора на оказание услуг связи.
Реквизиты для уплаты можно уточнить на сайте Федерального агентства связи.
Что касается направления отчётности (именно её не направление и является частым предметом претензий Роскомнадзора), то она должна направляться всеми держателями лицензии на связь, вне зависимости от того, есть ли у них обязанность что-то выплачивать, или нет (в последнем случае заполняется «нулевая» отчётность).
В соответствии с указанным выше Порядком, «Лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования (далее - оператор связи), ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее - Сведения) по форме, приведенной в приложении N 1». Обратите внимание, что традиционная трактовка Роскомнадзора предполагает, что в указанный срок (не позднее 30 дней со дня окончания отчётного квартала) документ уже должен поступить в Россвязь, поэтому при направлении почтой необходимо резервировать достаточно времени на саму почтовую пересылку.
Согласно указанному Порядку, Сведения направляются в Федеральное агентство связи в электронной форме через раздел "Личный кабинет оператора связи" на официальном сайте Федерального агентства связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://is.rossvyaz.ru:8081/rossvyaz) или на бумажных носителях по адресу: пер. Николоямский, д. 3А, стр. 2, Москва, 109289.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности заполнения упомянутой выше формы Сведений.
Для правильного заполнения вещателю потребуется помощь бухгалтера, которому необходимо обратить внимание на три важных момента:
Строка 100 заполняется ставкой, указанной в пункте 3 статьи 60 ФЗ «О связи», сейчас это 1,2%.
Нарушением порядка предоставления сведений являются непредставление их вообще или опоздание с их представлением (ответственность наступает по одной статье, в одинаковом порядке).
Несмотря на то, что сами сведения направляются в Федеральное агентство связи (Россвязь), правом составлять протоколы наделён Роскомнадзор (его соответствующие территориальные органы).
На практике существует определённый порядок взаимодействия этих органов, когда Россвязь направляет в Роскомнадзор сведения о держателях лицензии на связь, которые не предоставили соответствующие Сведения, и Роскомнадзор составляет соответствующие протоколы.
Ответственность за нарушение порядке предоставления Сведений установлена частью 3 статьи 14.1. Кодекса об административных правонарушениях (штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для руководителя – от 3 до 4 тысяч рублей).
Протокол уполномочен составить территориальный орган Роскомнадзора, однако привлечение к ответственности осуществляется только судом (арбитражным судом для организации, мировым судьёй для должностного лица) по соответствующему заявлению, поданным органом Роскомнадзора, уполномоченным составить протокол.
Срок давности привлечения к ответственности составляет 3 месяца с даты совершения, которая определяется как последний день срока, установленного для подачи сведений. То есть, например, если за 1-й квартал этот срок 30 апреля, то срок давности привлечения к ответственности составляет 30 июля, т.е. после 30 июля суд уже не может вынести постановление о привлечении к административной ответственности.
Учитывая большое количество итераций (получение сведений из Россвязи, составление протокола, подготовка заявления о привлечении к административной ответственности и подача его в суд), территориальным органам Роскомнадзора подчас затруднительно администрировать данное нарушение, что и объясняет, почему большое количество вещателей не знают об обязанности подавать сведения (до них банально «не дошли руки»). Однако, работа по данному направлению совершенствуется, документооборот ускоряется, и мы настоятельно советуем вещателю, который ранее сведений не подавал, хотя был обязан, начать исполнять эту обязанность, а не надеяться на «авось обойдётся, всегда же обходилось».
Наконец, несколько слов о ситуации, когда протокол уже составлен, и читатель обратился к данной статье не в целях просвещения, а в целях поиска какой-то помощи в конкретной проблеме.
Если такая ситуация уже случилась, бессмысленно (бесперспективно) её отрицать – имеется обширная правоприменительная (в т.ч. судебная) практика на эту тему. Однако суды как правило относятся снисходительно к вещателю, который допустил нарушение впервые (не знал, не был информирован), а после того, как узнал о нарушении – направил соответствующие сведения (то есть совершил деятельное раскаяние, устранил негативные последствия нарушения), и отчётность которого «нулевая» (либо взносы и пени оперативно оплачены).
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает возможность наложения наказания в виде предупреждения, и при наличии указанных выше смягчающих обстоятельств, суды (как правило) предпочитают при совершении правонарушения впервые не налагать штраф, а ограничиваться предупреждением, учитывая имеющиеся по делу смягчающие обстоятельства.
Андрей Кашин, медиаюрист
Специально для Radioportal.ru
Андрей Кашин - независимый медиаюрист. Занимается вопросами правового регулирования вопросов рекламы, авторских и смежных прав, лицензирования, налогообложения, защиты чести и достоинства, деловой репутации региональных и московских СМИ. Опыт работы свыше 10 лет. Понимает правовые и финансовые механизмы жизни медиакомпании.
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru