Чтобы совершить покупку, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться .
 
 
 
закрыть
Информация
Чтобы оставить комментарий на www.zakon.ru, необходимо зарегистрироватся.
закрыть
Information
Please note that this is beta English version. Some pages may not be translated. If you experience difficulties, please contact our administrator: moderator@igzakon.ru . We will be happy to assist.
Марина Рожкова Александровна юрист
 
Марина Рожкова Москва Марина Александровна Рожкова, д.ю.н., главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, член Экспертного Совета Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, эксперт Российской Академии Наук, президент IP CLUB
10 лет на Закон.ру
Марина Рожкова
читать блог

Пирамида прав на аудиовизуальное произведение: с какого момента можно считать себя продюсером

Отрасль права: Гражданское право
23.05.2018 — 19:40

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Пирамида прав на аудиовизуальное произведение: с какого момента можно считать себя продюсером [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2018. 24 мая. URL: https://zakon.ru/blog/2018/05/23/piramida_prav_na_audiovizualnoe_proizvedenie_nebolshoj_kommentarij

 

Примечательно, что аудиовизуальное произведение, являющееся сложным объектом, включающим несколько самостоятельных объектов авторских и смежных прав (п. 1 ст. 1240 ГК РФ), в целом отнесено к объектам авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). При этом в законе закреплено, что авторами аудиовизуального произведения являются (1) режиссер-постановщик, (2) автор сценария и (3) композитор, являющийся автором музыкального произведения, которое создано именно для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ); исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом принадлежат продюсеру (п. 4 ст. 1263 ГК РФ); авторы самостоятельных произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (почему-то в законе не упоминаются иные правообладатели), сохраняют исключительные права на эти объекты, если они не передали их продюсеру.

Подобная «многослойность» прав сама по себе вызывает вопросы, и с учетом скромности объема нормативного материала, посвященного отношениям по поводу аудиовизуального произведения, заставляет дать некоторые комментарии.

В аудиовизуальном произведении могут использоваться, в частности, следующие самостоятельные объекты интеллектуальных прав:

сценарий аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – автор сценария);

литературное произведение, положенное в основу сценария (объект авторского права; первоначальный правообладатель – писатель – автор произведения);

режиссура аудиовизуального произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – режиссер-постановщик);

музыкальное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);

музыкальное произведение, вошедшее составной частью в это аудиовизуальное произведение, но созданное ранее и не специально для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);

художественное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник, художник-оформитель);

художественное произведение, используемое в этом аудиовизуальном произведении (вошедшего составной частью в него), но созданное ранее и не для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник);

исполнение роли, чтение, пение и иное исполнение в этом аудиовизуальном произведении, осуществленное в процессе создания этого произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – артист-исполнитель);

иные произведения, создаваемые в процессе работы над аудиовизуальным произведением (первоначальные правообладатели – оператор-постановщик, художник-постановщик и др.).

Исходя из сказанного, а также положений ст. 1263 ГК РФ, субъектный состав правообладателей применительно к каждому аудиовизуальному произведению может включать, по меньшей мере, четыре группы правообладателей. Это:

– авторы аудиовизуального произведения в целом: согласно п. 2 ст. 1263 ГК РФ к ним относятся (1) режиссер-постановщик; (2) автор сценария; (3) композитор – автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

– обладатели прав на объекты, специально созданные для этого аудиовизуального произведения или в процессе работы над ним: по смыслу п. 5 ст. 1263 ГК РФ к ним, в частности, относятся (1) артисты-исполнители; (2) оператор-постановщик; (3) художник-постановщик; (4) поэт – автор текста для музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения; (5) художник и (или) художник-оформитель – автор художественного произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

– обладатели прав на объекты, используемые в этом аудиовизуальном произведении, но созданные ранее и не специально для этого произведения: по смыслу п. 5 ст. 1263 ГК РФ к ним, в частности, относятся (1) писатель – автор литературного произведения, положенного в основу сценария; (2) композитор и поэт – авторы музыкального произведения, созданного ранее; (3) художник – автор художественного произведения, созданного ранее;

– продюсер (изготовитель) аудиовизуального произведения, т.е. лицо организовавшее создание аудиовизуального произведения (далее – продюсер).

В соответствии с п. 1 ст. 1228, ст. 1240 и п. 4 ст. 1263 ГК РФ продюсер признается не автором аудиовизуального произведения, но обладателем исключительных прав на аудиовизуальное произведение в целом, если иное прямо не вытекает из договора, заключенного им с авторами аудиовизуального произведения. Это положение обусловлено тем, что изготовление (организация создания) аудиовизуального произведения требует от продюсера не творческой деятельности, а организации процесса производства и прежде всего аккумулирования прав на все результаты интеллектуальной деятельности, которые используются в аудиовизуальном произведении.

В соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ продюсер приобретает право использования объектов интеллектуальных прав на основании:

– договоров об отчуждении исключительного права (по общему правилу они заключаются в отношении объектов, специально созданных для этого аудиовизуального произведения или создаваемых в процессе работы над ним (абз. 2 п. 1 ст. 1240 ГК РФ));

– лицензионных договоров (они заключаются при использовании в этом аудиовизуальном произведении какого-либо объекта интеллектуальных прав, созданного ранее и не для этого произведения, но вошедшего в него составной частью (абз. 3 п. 1 ст. 1240 ГК РФ)).

Необходимо подчеркнуть, что права продюсера на аудиовизуальное произведение могут возникнуть только при условии заключения подобных договоров. На это обращает внимание и О.В. Калятин: «Исходя из п. 1 ст. 1240 ГК РФ, лицо, организовавшее создание сложного объекта, должно заключить договоры об отчуждении исключительного права или лицензионные договоры с обладателями исключительных прав на объекты, использованные в составе сложного объекта, причем заключение таких договоров является предварительным условием приобретения права на сложный объект (выделено мной. – М.Р.). Для режиссера-постановщика, автора сценария и автора музыкального произведения каких-либо изъятий не установлено (более того, п. 4 ст. 1263 ГК РФ отсылает в части определения прав на аудиовизуальное произведение к ст. 1240 ГК РФ), а это означает, что продюсер должен заключить договоры на приобретение требуемых прав и с ними»[1].

Изложенное позволяет сделать следующий вывод. Лицо признается обладателем прав на аудиовизуальное произведение в целом при условии, что им заключены договоры в отношении прав на все объекты исключительных прав, использованные в этом аудиовизуальном произведении. Причем речь идет не только об объектах, специально создаваемых для этого аудиовизуального произведения или в процессе работы над ним, но и созданных ранее, не для этого произведения, но вошедших составной частью в него.

Заключение физическим или юридическим лицом договоров в отношении только части объектов авторских и смежных прав, использованных в этом аудиовизуальном произведении, не позволяет рассматривать такое лицо, как приобретшее исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом. Такое лицо будет правообладателем лишь соответствующих самостоятельных объектов авторских или смежных прав.

 

Заказать правовое заключение / исследование – https://rozhkova.com/ 


Другие работы автора в открытом доступе – https://rozhkova.com/all.html

 


[1] Научно-практический комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав. М.: Норма, 2014. С. 257 (автор комментария – О.В. Калятин).

  • 9332
  • рейтинг 2

Похожие материалы

Комментарии(9)

Написать комментарий
  • Анатолий Вячеславович Семенов юрист
     
    Анатолий Семенов Москва Омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности
    10 лет на Закон.ру
    24.05.2018 - 2:23 Анатолий Семенов
    Ну вот где Виталий Олегович, и где дело Холодильника в исполнении СИПа

    А40-147121/2015


    «...отсутствие договора с правообладателями интеллектуальных прав на произведения (в том числе, композитором музыки, правообладателем отдельных графических изображений), использованные в аудиовизуальном произведении, не препятствует возникновению исключительных прав на аудиовизуальное произведение в целом.

    Постановление 9ААС от 18 декабря 2017 года по делу №А40-147121/2015
    »


    «Также судом кассационной инстанции отклоняется довод ответчика об отсутствии у истца исключительных прав на аудиовизуальные произведения - рекламные ролики «Правила для интернет-магазинов» - вследствие использования в данных произведениях товарных знаков принадлежащих обществу «ЭДИЛ-ИМПОРТ» в отсутствие согласия последнего, как необоснованный и не имеющий отношения к предмету спора, поскольку в рамках настоящего дела рассматривался вопрос о нарушении прав истца на аудиовизуальные произведения (рекламные ролики «Правила для интернет-магазинов»), а не о нарушении прав ответчика на его товарный знак.

    При этом суд учитывает, что использование в произведении товарного знака иного лица не рассматривается действующим законодательством как основание для непризнания исключительных прав на произведение.

    Постановление СИП от 16 февраля 2017 года по делу №А40-147121/2015
    »
    1
    свернуть комментарии (3)
    • Марина Александровна Рожкова юрист
       
      Марина Рожкова Москва Марина Александровна Рожкова, д.ю.н., главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, член Экспертного Совета Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, эксперт Российской Академии Наук, президент IP CLUB
      10 лет на Закон.ру
      24.05.2018 - 9:07 Марина Рожкова автор   »   Анатолий Семенов
      Ну, у Холодильник.Ру все в порядке, насколько я знаю ) Я писала заключения при последнем пересмотре этого дела - это кусочек всей мозаики )
      0
      • Анатолий Вячеславович Семенов юрист
         
        Анатолий Семенов Москва Омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности
        10 лет на Закон.ру
        24.05.2018 - 9:49 Анатолий Семенов   »   Марина Рожкова
        Да что же там в порядке. Там просто отказ в иске ненадлежащему истцу. С реверансами надлежащему.
        0
        • Марина Александровна Рожкова юрист
           
          Марина Рожкова Москва Марина Александровна Рожкова, д.ю.н., главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, член Экспертного Совета Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, эксперт Российской Академии Наук, президент IP CLUB
          10 лет на Закон.ру
          24.05.2018 - 9:54 Марина Рожкова автор   »   Анатолий Семенов
          Анатолий Вячеславович, не нагнетайте )
          0
  • Мария   Федосеева участник
    24.05.2018 - 12:33 Мария Федосеева
    Означает ли это, что если продюсер нанимает производственную компанию, которая заключает сама договоры с актерами и прочими творческими сотрудниками (кроме авторов АВП), то такой продюсер и не продюсер вовсе?
    0
    свернуть комментарии (1)
    • Марина Александровна Рожкова юрист
       
      Марина Рожкова Москва Марина Александровна Рожкова, д.ю.н., главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, член Экспертного Совета Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, эксперт Российской Академии Наук, президент IP CLUB
      10 лет на Закон.ру
      24.05.2018 - 13:54 Марина Рожкова автор   »   Мария Федосеева
      Содержание абз. 3 п. 4 ст. 1263 ГК, предусматривающего, что продюсер (изготовитель аудиовизуального произведения) вправе указывать на произведении свое имя или наименование, подтверждает, что продюсером может быть как физическое, так и юридическое лицо.
      0
  • mebas Иванович mebas участник
     
     
    27.05.2018 - 22:29 mebas mebas
    ))
    0
  • 29.04.2021 - 22:04 светлана григорьева
    а как быть продюсеру в том случае,Если лицензию на музыкальное произведение (созданное ранее...) он получает с определенным сроком использования (например, 3 года), а телекомпания требует отчуждения прав на АВП, включая рабочие материалы (вт.ч муз.оформление)?
    0

 
Чтобы оставить комментарий, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы на Закон.ру, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.