2016.07.20 - вступила в силу новая часть 4.1 статьи 10.1 ЗобИИЗИ, которая устанавливает, что "при использовании... кодирования электронных сообщений... организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений".

2017.06.28 - руководитель Роскомнадзора Александр Жаров дал Telegram в прессе устные гарантии того, что предоставление компанией Telegram ведомству своих контактных сведений не приведёт к раскрытию переписки пользователей мессенджера: "Никакой речи о том, что будет доступ к переписке пользователей, не идет. Вопрос только об одном – о пяти идентификаторах, которые мессенджер должен сообщить в Роскомнадзор, они официально будут внесены в реестр распространения информации. На этом точка" (см. в частности публикацию RNS на сайте Роскомнадзора).
в ответ глава Telegram Павел Дуров под угрозой блокировки мессенджера в России заявил, что "у меня нет возражений против использования [размещённых на сайте компании контактных – прим. ред.] данных для регистрации Telegram Messenger LLP в реестре организаторов распространения информации, однако мы не будем выполнять антиконституционный и нереализумый технически "закон Яровой" – равно как и другие законы, не совместимые с защитой частной жизни и политикой конфиденциальности Telegram" (заявление П.Дурова опубликовано, в частности, на его странице в социальной сети В Контакте).

2017.09.27 - ФСБ составила в отношении Telegram протокол об административном правонарушении в связи с тем, что компания в срок до 2017.07.16 не исполнила требование о предоставлении ключей шифрования переписки с шести телефонных номеров. ФСБ направило это требование в адрес лондонского офиса Telegram, указанный в реестре организаторов распространения информации. обязанность Telegram предоставлять эту информацию, по мнению ФСБ, предусмотрена нормой части 4.1 статьи 10.1 ЗобИИЗИ ("Обязанности организатора распространения информации в сети "Интернет"). после того, как компания не ответила на требование ФСБ, ей было направлено уведомление о необходимости направить своих представителей в приемную ФСБ для составления протокола об административном правонарушении.

2017.10.16 - мировой судья судебного участка №383 Мещанского района Москвы Юлия Данильчик по делу об административном правонарушении №5-1794/383/2017 вынесла постановление о наложении на Telegram штрафа в размере 800 тыс. рублей в соответствии с нормой части 2.1 статьи 13.31 КоАП ("Неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети "Интернет"), которая устанавливает такой размер штрафа в качестве минимального для юридических лиц (максимальная санкция 1 млн. рублей) за "неисполнение... обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений". судебное заседание прошло в отсутствие представителей Telegram.

2017.12.12 - Мещанский районный суд (судья Мордвина Ю.С.) отказала в удовлетворении апелляционной жалобы компании Telegram на постановление о привлечении её к административной ответственности. она постановила, что Telegram должен нести административную ответственность несмотря на то, что не является российским юридическим лицом. по мнению суда, Telegram должен выполнять требования о предоставлении доступа к переписке, поскольку он зарегистрирован Роскомнадзором в качестве организатора распространения информации.
ФСБ считало нарушением то, что Telegram отказался представить информацию для декодирования переписки с двух телефонных номеров принадлежавшим братьям Акрому и Аброру Азимовым, обвиняемым по делу о теракте в Санкт-Петербурге 2017.04.03, в результате которого погибло 15 человек и более 100 получили ранения. ФСБ заявила, что хочет отследить переписку Азимовых с 2017.07.12.
однако, по словам адвоката Дмитрий Динзе, который представлял Telegram в заседании, "братья перестали пользоваться данным номерами задолго до атаки на метро....они использовали WhatsApp и находятся под стражей с апреля 2017 года, поэтому июльской переписки в Telegram не могло быть".
кроме того, позиция Дмитрия Динзе была построена на исследовании IT-эксперта Ильи Щурова, из которого следует, что требования ФСБ к Telegram невыполнимы: администрация мессенджера в силу его устройства не может читать ни обычные, ни секретные чаты пользователей: "эти ключи в принципе не могут быть предоставлены Telegram в рамках того запроса, который был. ключи не могут быть предоставлены для того, чего еще нету, сессия будет составлена между двумя людьми, когда они будут общаться в облачных чатах. для расшифровки трафика нужно знать ключи шифрования, которые использовались конкретно в этой коммуникации. Старые ключи уничтожаются".
в защиту Telegram выступил и интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, который в ответ на запрос Динзе сообщил, что "компрометация алгоритма шифрования будет иметь самые серьезные последствия непосредственно для граждан страны и российской экономики в целом. для граждан это не только возможные утечки персональной информации, к примеру кража личных фотографий, документов и пр. злоумышленниками c последующей возможностью шантажа их владельцев, но и возможная угроза физической безопасности".
одновременно Telegram обжаловал в Верховном суде Российской Федерации Приказ ФСБ от 2016.07.19, которым утвержден порядок предоставления организаторами распространения информации данных, необходимых для декодирования переписки пользователей мессенджеров.

2018.03.22 - Мосгорсуд (судья Е.М. Базькова) вернула (оставила без рассмотрения по существу) жалобу Telegram на вступившие в законную силу постановление мирового судьи от 2017.10.16 и определение Мещанского района города Москвы 2017.12.12. основанием для оставления жалобы без рассмотрения стало формальное нарушение процессуальных норм, связанных с приложением к жалобе заверенной и скреплённой гербовой печатью суда копии обжалуемого судебного акта.


список проблем

5.3.0. операторы распространения информации в интернете (ОРИ), регулирование отдельных видов сайтов и сервисов (поисковики, месенджеры, VPN, анонимайзеры, соцсети, онлайн кинотеатры, казино и др.);