2016.06.24 - Центральный районный суд Волгограда вынес приговор, которым гражданка Щ. была осуждена по части 1 статьи 297 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей.

2016.09.30 - Волгоградский областной суд Волгоградский областной суд отменил обвинительный приговор от 2016.06.24, вынес апелляционной приговор, которым оправдал Щ. в связи с отсутствием в её действиях состава данного преступления и признал за Щ. право на реабилитацию.

ПОЗИЦИЯ ОБВИНЕНИЯ И СУДА 1 ИНСТАНЦИИ:
Щ. проявила неуважение к деятельности суда по осуществлению правосудия, пренебрегла установленными правилами поведения в суде с целью унижения чести и достоинства участника судебного разбирательства. осознавая общественную опасность и противоправность своих действий, предвидя и желая наступления общественно опасных последствий, испытывая к участнику судебного разбирательства (истца) личные неприязненные отношения, в присутствии других участников судебного разбирательства, Щ. высказала в его адрес оскорбительное слово "шизоид", чем унизила его честь и достоинство и дав отрицательную оценку его личности.

ПОЗИЦИЯ АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА:
при отсутствии признаков адресности обращения сказанное шепотом слово не может рассматриваться в качестве оценки личности конкретного участника процесса. судом не принято во внимание, что действия Щ. на дальнейший ход судебного разбирательства не повлияли, предусмотренные ст. 258 УПК РФ меры воздействия за нарушение порядка в судебном заседании к ней не применялись и об их возможном применении она не предупреждалась. высказанная ею шепотом в адрес истца фраза не была услышана председательствующим по делу судьёй. из показаний свидетелей следует, что запись о происшествии была внесена в протокол судебного заседания по ходатайству судебного пристава по ОУПДС, не являющегося участником судебного разбирательства и не имеющего полномочия заявлять суду какие-либо ходатайства.
при оскорблении в смысле статьи 297 УК даётся оценка личности участника процесса и уголовно-правовое значение имеет лишь утвердительная форма ее выражения, обращенная к конкретному человеку. при отсутствии признаков адресности обращения, слово "шизоид" не может рассматриваться в качестве оценки личности конкретного участника процесса. не могут быть приняты во внимание и заключения судебно-лингвистических экспертиз, поскольку экспертами слово "шизоид" исследовалось вне связи с фактическими обстоятельствами дела, установленными судом.
приведённые в приговоре доказательства не подтверждают наличие у Щ. умысла на оскорбление потерпевшего и на выражение неуважения к суду, а потому в действиях осужденной отсутствует состав преступления, предусмотренного частью 1 статьи 297 УК.


список проблем

3.4.0. оскорбление;