2018.09.26 -- вступили в силу изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (ЗобИИИ), обязывающие операторов поисковых систем, сервисов VPN и "анонимайзеров" в течение 30 рабочих дней с момента направления требования Роскомнадзора подключиться к Федеральной государственной информационной системе (ФГИС), которая содержит информацию о сайтах, доступ к которым должен быть ограничен.

2018.10.31 -- операторы поисковых систем Яндекс, Спутник, Mail.ru и Rambler заявили о подключении к ФГИС. получившая уведомление Роскомнадзора одновременно с ними компания Google требования Роскомнадзора не выполнила.

2019.02.01 -- компания Google выплатила Роскомнадзору штраф в размере 500 тыс. рублей по постановлению об административном правонарушении, которое Роскомнадзор вынес 2018.12.11 за отказ Google подключиться к реестру запрещенных в России сайтов для фильтрации поисковой выдачи. Google не стала обжаловать это решение. 2019.01.15 Роскомнадзор направил Google повторное требование о подключении к ФГИС и заявил о намерении в конце февраля провести повторную проверку и, в случае неисполнения этого требования, вновь оштрафовать компанию. руководитель Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что "мы ответ от компании Google получили, они считают, что законодательство РФ они соблюдают - так написано в письме. поскольку мы следим за их выдачей поисковой и поскольку сайты из единого реестра запрещенной информации в этой выдаче присутствуют, для нас это неопровержимое доказательство того, что соответствующая фильтрация не осуществляется. в связи с чем сегодня дело завершилось, и компания была оштрафована на 500 тыс. рублей".

2019.03.28 -- Роскомнадзор впервые направил требования о подключении к ФГИС операторам сервисов VPN и "анонимайзеров". Роскомнадзор заявил, что если эти сервисы не будут выполнять предусмотренные законом обязанности, он может принять решение об ограничении доступа к ним.

2019.03.29 -- компания Kaspersky Secure Connection (Лаборатория Касперского) заявила о своей готовности подключить к ФГИС свой сервис VPN. согласно заявлению компании, их VPN-решение соответствует требованиям российского законодательства, и это не влияет на основное предназначение сервиса -- обеспечение конфиденциальности и защиты от перехвата данных.

2019.04.01 -- по данным Роскомсвободы по состоянию на начало апреля Лаборатория Касперского остаётся единственным оператором сервиса VPN, согласившимся выполнить требования Роскомнадзора. 12 других операторов отказались от их выполнения, причём четверо из них заявили о намерении убрать свои серверы с территории России:
(1) TorGuard -- внесён в реестр РКН; отказывается выполнять его требования; заявляет о переносе серверов с территории России;
(2) VyprVPN -- внесён в реестр РКН; отказывается выполнять его требования;
(3) OpenVPN -- внесён в реестр РКН; отказывается выполнять его требования;
(4) ProtonVPN -- не внесён в реестр РКН; отказывается выполнять его требования;
(5) NordVPN -- внесён в реестр РКН; отказывается выполнять его требования; заявляет о переносе серверов с территории России;
(6) Private Internet Access -- не внесён в реестр РКН; отказывается выполнять его требования;
(7) Trust.Zone -- не внесён в реестр РКН; отказывается выполнять его требования; заявляет о переносе серверов с территории России;
(8) VPN Unlimited -- внесён в реестр РКН; отказывается выполнять его требования;
(9) Kaspersky Secure Connection -- внесён в реестр РКН; подтвердил готовность выполнять его требования;
(10) Windscribe -- не внесён в реестр РКН; отказывается выполнять его требования;
(11) Ivacy VPN -- внесён в реестр РКН; отказывается выполнять его требования;
(12) TgVPN -- не внесён в реестр РКН; отказывается выполнять его требования; не имеет серверов на территории России;
(13) IPVanish -- внесён в реестр РКН; отказывается выполнять его требования; заявляет о переносе серверов с территории России.
владельцы сервиса TorGuard очистили данные со всех серверов в московском и петербургском офисах, заявили о прекращении сотрудничества с российскими дата-центрами и о том, что "TorGuard не раскрывает никакой информации российским властям". компания запустит дополнительные серверы в других странах, чтобы поддержать высокую скорость работы.
Сандей Йокубайтис (Sunday Yokubaitis), генеральный директор компании Golden Frog, которая поддерживает сервис VyprVPN, заявил, что "мы не собираемся исполнять никаких цензурных требований российского правительства. наша главная миссия -- сохранять интернет открытым и свободным". он отметил, что компания имеет многолетний опыт работы в Китае, а требования, предъявляемые к VPN-сервисам в России, схожи с китайскими, поэтому компания готова к реагированию на эти требования.
основатель и гендиректор OpenVPN Фрэнсис Динья заявил, что его компания "продолжит предоставлять доступ к программному обеспечению и услугам людям, вне зависимости от того, где они живут или куда путешествуют".
NordVPN в комментарии российским СМИ сообщил, что в течение 30 дней рассмотрит несколько вариантов действий, но в Twitter сервис подтвердил нежелание исполнять требование.
Trust.Zone заявил, что "если Роскомназдор отправит нам уведомление, мы его проигнорируем. мы готовы отключить наши серверы в России, если получим прямые запросы от властей на отправку каких-либо данных. наши российские клиенты смогут воспользоваться нашими серверами в Прибалтике и Западной Европе. мы не будем предпринимать каких-то особых действий, если Россия заблокирует все наши IP-адреса, но наша инфраструктура использует тысячи IP-адресов, и они не являются постоянными".
компания KeepSolid (VPN Unlimited) отказалась выполнять требование Роскомнадзора, в случае блокировки она намерена "сражаться с цензурой".


список проблем

5.2.0. процедура блокировки интернет-сайтов с запрещённой информацией (внесения в реестр и исключения из него);

5.3.0. операторы распространения информации в интернете (ОРИ), регулирование отдельных видов сайтов и сервисов (поисковики, месенджеры, VPN, анонимайзеры, соцсети, онлайн кинотеатры, казино и др.);

4.7.0. общие полномочия Минсвязи, Минкультуры, Роскомнадзора, Роспечати и др. органов исполнительной власти в сфере регулирования СМИ и связи;