2019.03.29 -- вступили в силу два федеральных закона, получившие в публикациях в прессе условное название "закон об оскорблении власти":
(1) Федеральный закон от 2019.03.18 №28-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
(2) Федеральный закон от 2019.03.18 №30-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
проекты этих законов были внесены Государственную думу 2018.12.12 депутатом Государственной думы Д.Ф.Вяткиным и членами Совета Федерации А.А.Клишасом и Л.Н.Боковой. 2019.01.24 они были приняты в первом чтении, 2019.03.06 -- во втором чтении и 2019.03.07 -- в третьем чтении. 2019.03.13 законы были одобрены Советом Федерации. 2019.03.18 законы были подписаны президентом.

2019.04.01 -- политик Дмитрий Гудков направил в Верховный суд Российской Федерации заявление о признании недействующими норм этих законов. в заявлении указано, что данный закон "противоречат международному праву и законодательству России, а также нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, создает препятствия в их реализации". закон "не соответствует принципу правовой определенности, диспозиция сформулирована фактически нечитаемым образом". не ясно, "какая форма выражения информации в сети будет сочтена "неприличной", а также "что именно будет свидетельствовать о "неприличности" формы". степень "неприличности" каждого конкретного высказывания по отношению к власти должны оценивать лингвисты, но с учетом того, что составление протоколов по делам об административных правонарушениях отнесено к ведению полиции, "не ясно, каким образом будет назначаться и проводиться экспертиза по указанной категории дел". "в российском законодательстве отсутствует определение понятия "человеческого достоинства" (возможно, ввиду отсутствия такового у животных), равно как и "общественной нравственности", при довольно широком применении последнего. под "оскорблением" в статье 5.61 КоАП РФ понимается "унижение чести и достоинства другого лица". в этой связи, не ясно, каким образом некая форма распространения информации может "оскорбить" абстрактную категорию "человеческого достоинства" и "общественной нравственности", а не конкретного человека. таким образом, указанное нововведение противоречит нормам самого КоАП РФ". в тексте заявления истец ссылается на словарное толкование понятия "уважение" -- "почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств и т.п." (Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А.Кузнецова). "таким образом, не ясно, как можно проявить антипод -- "неуважение" -- не к конкретным личностям, а к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции или органам, осуществляющим государственную власть".

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЁННЫЕ ЗАКОНОМ №28-ФЗ:
закон №28-ФЗ, в частности, дополняет статью 20.1 КоАП ("Мелкое хулиганство") новыми частями 3-5 следующего содержания:
"3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, - влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток".

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЁННЫЕ ЗАКОНОМ №30-ФЗ:
закон дополняет Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации" новой статьёй 15.1-1 ("Порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации"). новая статья состоит из 9 частей:
1. В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае ее неудаления.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи, незамедлительно:
1) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация, указанная в части 1 настоящей статьи;
2) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором размещена информация, указанная в части 1 настоящей статьи, а также указателей страниц сайта в сети "Интернет", позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации;
3) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе.
3. Незамедлительно с момента получения уведомления, указанного в пункте 2 части 2 настоящей статьи, провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 2 настоящей статьи лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить информацию, указанную в части 1 настоящей статьи.
4. В течение суток с момента получения от провайдера хостинга или иного указанного в пункте 1 части 2 настоящей статьи лица уведомления о необходимости удалить информацию, указанную в части 1 настоящей статьи, владелец информационного ресурса обязан удалить такую информацию. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 2 настоящей статьи лицо обязаны ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу незамедлительно по истечении суток с момента получения уведомления, указанного в пункте 2 части 2 настоящей статьи.
5. В случае непринятия провайдером хостинга или иным указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи лицом и (или) владельцем информационного ресурса мер, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, доменное имя сайта в сети "Интернет", его сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать информацию, указанную в части 1 настоящей статьи, направляются по системе взаимодействия операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет".
6. После получения по системе взаимодействия сведений, указанных в части 5 настоящей статьи, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", на котором размещена информация, указанная в части 1 настоящей статьи.
7. В случае, если владелец информационного ресурса удалил информацию, указанную в части 1 настоящей статьи, он направляет уведомление об этом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Такое уведомление может быть направлено также в электронном виде.
8. После получения уведомления, указанного в части 7 настоящей статьи, и проверки его достоверности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, обязан незамедлительно уведомить по системе взаимодействия оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о возобновлении доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет".
9. После получения уведомления, указанного в части 8 настоящей статьи, оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет".


список проблем

5.1.2. неуважение к обществу: хулиганство, оскорбление чувств верующих, реабилитация нацизма;

3.4.0. оскорбление;

5.2.0. процедура блокировки интернет-сайтов с запрещённой информацией (внесения в реестр и исключения из него);