Верховный суд разъяснил вопросы, связанные с разграничением предвыборной агитации и деятельности СМИ по информированию избирателей, а также определил признаки агитации, нарушающей законодательство РФ об интеллектуальной собственности.
пункт 34 Постановления содержит указание судам разграничивать деятельность СМИ по информированию избирателей от использования СМИ для предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума). основным отличием информирования от агитации является наличие либо отсутствие цели побудить голосовать за определенных кандидатов или против них. Верховный суд указал, что СМИ не должны быть лишены права высказывать свое мнение, давать комментарии по поводу проведения избирательной компании, но "только за пределами информационных блоков".
судам надлежит выяснять при оценке характера сообщений о предвыборных мероприятиях совокупность всех факторов, характеризующих степень распространения материала и его воздействие на избирателей. суды должны учитывать вид СМИ, тематику теле- или радио программы (информационная, информационно-аналитическая, обещственно-политическая, авторская и т.п.), форму и характер изложения материала (нейтральный, позитивный или негативный). также должен учитываться уровень информативности материала, содержание сообщений (выступлений) лиц, участвующих в предвыборном мероприятии.
в Постановлении указано, что нарушением СМИ порядка информационного обеспечения выборов признается несоблюдение требований к объективности, достоверности содержания информационных материалов, а также нарушение правил распределения площади (эфира) для освещения предвыборной деятельности кандидатов. в Постановлении указано, что административным правонарушением должна признаваться деятельность СМИ, ведущих предвыборную агитацию умышленно под видом информирования избирателей.
Верховный суд также установил, что нарушением части 4 статьи 1276 Гражданского кодекса РФ будет признаваться воспроизведение или сообщение в эфир агитационных материалов, которые содержат фотографическое произведение, произведение архитектуры или произведение изобразительного искусства, которое постоянно находится в открытом доступе, и иное изображение произведения как основного объекта воспроизведения в эфире или по кабелю агитационных материалов при отсутствии согласия автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения. при этом, указанные нарушения законодательства об интеллектуальной собственности при изготовлении агитационного материала не могут служить поводом для отказа в регистрации или исключении кандидата, если этот агитационный материал не использовался в ходе избирательной кампании (например, вся партия незаконного агитационного материала была уничтожена).
Постановление устанавливает, что дела по статьям 5.1 - 5.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (информационное сопровождение избирательных кампаний) могут мировыми судьями только в случае нарушений в процедуре проведения выборов, которые не требуют административного расследования.


список проблем

1.7.0. политическая реклама; предвыборная агитация и информирование избирателей;