согласно Закону существенным образом изменяются структура и порядок финансирования органов внутренних дел, а также права и обязанности сотрудников, закрепленные ранее в Законе РСФСР от 18 апреля 1991 года №1026-1 "О милиции".
законом устанавливаются в качестве принципов деятельности полиции: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законность; беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан; взаимодействие и сотрудничество; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.
законом предусмотрено комплексное решение задач по устранению несогласованности норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах, а также пробелов в правовом регулировании деятельности милиции.
в соответствии со статьей 8 закона граждане, общественные объединения и организации имеют право в установленном порядке получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. полиция обязана регулярно информировать государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через СМИ, Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются МВД России.
полиция предоставляет сведения о своей деятельности по официальным запросам редакций СМИ, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. по заявкам редакций СМИ в установленном МВД России порядке осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции. также в законе оговорено, что МВД России вправе учреждать СМИ для освещения деятельности полиции. в соответствии со статьей 9 закона сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, не позднее одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.
МВД России обязано проводить постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. результаты мониторинга должны регулярно доводиться до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через СМИ и Интернет.
при МВД России и в его территориальных органах образуются общественные советы, которым, в том числе, надлежит организовать в СМИ обсуждение вопросов, касающихся деятельности полиции. в соответствии с обязанностями полиции, установленными в статье 12 закона, полиция обязана принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан, а также участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму.
полиция обязана принимать меры по пресечению в ходе избирательных кампаний и референдумов противоречащей закону предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, а также информировать избирательные комиссии (комиссии референдума) о фактах выявленных нарушений. статья 13 закона, устанавливающая права полиции, уполномачивает полицию запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации. также полиция вправе при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. также полиция имеет право получать сведения, составляющие налоговую тайну, в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений.
при посещении территории муниципальных и государственных органов, общественных объединений и организаций сотрудники полиции могут знакомиться с персональными данными граждан, которые имеют отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, правонарушениях, происшествиях.
полиция уполномочена получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать дактилоскопическую информацию и геномную информацию граждан. органы полиции могут вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции, а также использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.
полиция наделена полномочиями использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и Интернет для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести. требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в требуемые сроки, но не позднее одного месяца с момента вручения требования. при проникновении в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории сотрудник полиции обязан не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан (пункт 4 части 5 статьи 15). статья 17 устанавливает порядок формирования и ведения банков данных о гражданах. полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий. информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом. полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ в области персональных данных. персональные данные подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. пункт 6 части 1 статьи 28 устанавливает право сотрудника полиции на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений.
в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 27 закона сотрудник полиции обязан не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. с соответствии с частью 6 статьи 30 законом предоставляется государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей. Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2011 года. по итогам заседания Государственной Думы закон был принят во втором и третьем чтении и направлен на одобрение Совета Федерации.