в постановлении ВС обобщена практика судебных процессов последних лет и даны рекомендации судам по классификации преступлений, связанных с экстремистской деятельностью.
ВС предписал судам обеспечивать охрану публичных интересов и защиту гарантированных Конституцией РФ прав и свобод – свободы совести и вероисповедания, свободы мысли, слова, массовой информации, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
в документе разъяснено, что критика власти, политических организаций, идеологических и религиозных объединений, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев, отдельных политиков не является экстремизмом и не должна преследоваться в уголовном порядке, но высказывания о необходимости насилия, массовых репрессий, депортаций или геноцида являются публичными призывами к экстремизму и преследуется по закону.
ВС определил, что такая критика сама по себе не должна рассматриваться “во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц”. критика государственных должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений в СМИ необходима для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий.
ВС указал, что при решении вопроса об использовании СМИ (часть 2 статьи 280 и статья 282 Уголовного кодекса РФ) судам следует учитывать положения Закона РФ “О средствах массовой информации”. таким образом ВС корреспондировал журналистам защиту в судах в случаях, когда в публикациях они защищают общественный интерес, пользуясь предоставленными им законом профессиональными правами.
ВС разграничил приравненные к террористической деятельности подсудные призывы к терроризму и призывы к экстремизму, направленные на возбуждение ненависти или вражды, на унижение достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии. призывы влекут уголовную ответственность в случаях, если совершены публично или с использованием СМИ.
в постановлении дано определение, что “под публичными призывами следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности”.
ВС установил, что при назначении судебных экспертиз по делам о преступлениях экстремистской направленности эксперты не вправе разрешать связанные с оценкой деяния правовые вопросы, относящиеся к исключительной компетенции суда, “перед экспертами не могут быть поставлены вопросы о том, содержатся ли в тексте призывы к экстремистской деятельности, направлены ли информационные материалы на возбуждение ненависти или вражды”.
ВС констатировал, что в необходимых случаях для определения целевой направленности информационных материалов может быть назначено производство лингвистической экспертизы, а к производству комплексной экспертизы, кроме лингвистов, могут быть привлечены специалисты соответствующей области знаний (психологи, историки, религиоведы, антропологи, философы, политологи и другие).