законопроект разработан с целью модернизации положений Закона о СМИ, касающихся распространения электронных средств массовой информации и других вопросов.

в соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, в нем отражены основные положения государственной политики в сфере телерадиовещания, закрепленные в Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы и Указе Президента РФ от 24 июня 2009 года №715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах".

проект предлагает внести ряд концептуальных изменений в Закон РФ "О средствах массовой информации", в частности, путем введения правового института "универсальной лицензии", а также закрепления на уровне федерального закона порядка осуществления лицензирования телерадиовещания, содержащего описание лицензионных процедур, а равно объема полномочий лицензирующего органа при их реализации. согласно законопроекту вещатель, являющийся редакцией телеканала, радиоканала, имеет право получить в заявительном порядке лицензию на вещание (универсальную лицензию), предоставляющую право распространять телеканал, радиоканал путем трансляции в любых средах - наземным эфирным, кабельным и спутниковым вещании. вещатель, не являющийся редакцией телеканала, радиоканала, может получить лицензию на вещание в определенной среде (средах) в пределах прав, полученных таким вещателем в установленном порядке (лицензия на вещание определенным способом).
законопроект устанавливает, что в отдельных случаях право вещателя как владельца универсальной лицензии и(или) лицензии на вещание определенным способом, на осуществление наземного эфирного вещания с использованием конкретных радиочастот возникает по результатам торгов (конкурса, аукциона).

законопроект также упрощает порядок лицензирования телерадиовещания, отменяя требование о подтверждении технической возможности осуществления вещания при получении лицензии. технические характеристики вещания будут учитываться при предоставлении права наземного эфирного вещания с использованием радиочастот на основании конкурса, а также при предоставлении вещателями в лицензирующий орган информации об операторе связи, оказывающем услуги связи по трансляции телеканалов, радиоканалов. срок действия лицензии на вещания увеличивается до 10 лет.

проект определяет особый порядок распространения иностранных каналов. такие каналы должны быть зарегистрированы в России в качестве средств массовой информации, с соответствующей организацией редакции СМИ. наличие свидетельства о регистрации СМИ и наличие редакций распространяет на иностранных вещателей в полном объеме правила Закона РФ "О средствах массовой информации" в части распространения продукции СМИ на территории РФ.

законопроект определяет порядок распространения пакетов теле-, радиоканалов с использованием спутниковой емкости, выделяя из вещательной деятельности, в том числе осуществляемой в спутниковой среде, деятельность организаций, осуществляющих формирование и распространение пакетов теле-, радиоканалов с использованием спутниковой емкости, ввиду того, что такие организации не выполняют функции по формированию телеканала и (или) радиоканала, а их деятельность заключается в сообщении в эфир с использованием спутниковой емкости соответствующего пакета каналов. такая деятельность согласно законопроекту может осуществляться российскими организациями на основании разрешения на использование спутниковой емкости для целей распространения совокупности (пакета) телеканалов, радиоканалов, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в пределах прав, полученных такими организациями в установленном порядке.

законопроект вводит понятие "сетевого издания" для сайтов в сети Интернет, зарегистрированных в качестве СМИ, признак периодичности распространения СМИ дополняется признаком периодичности обновления. законопроект сохраняет принцип добровольности регистрации интернет-сайтов в качестве СМИ.

законопроект устанавливает, что перечень обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов утверждается Президентом РФ. вещателю общероссийских обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов выдается универсальная лицензия на телевизионное вещание и радиовещание, а также - без проведения торгов - право на осуществление наземного эфирного телевизионного вещания и радиовещания на всей территории РФ. обязанность вещателя обеспечить распространение такого канала на территории РФ подлежит рассмотрению во взаимосвязи с обязанностью операторов связи осуществлять трансляцию таких каналов и обязанностью государства осуществлять покрытие расходов вещателей, связанных с наземным эфирным вещанием общероссийских обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов в малочисленных населенных пунктах, а также осуществлять финансирование строительства сети связи для 1-го мультиплекса.

законопроектом также вносятся определенные изменения уточняющего, конкретизирующего характера. предусматривается внесение изменений в часть 1 статьи 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях". предлагается указанную статью после слов "здравоохранения, культуры," дополнить словами "средств массовой информации" для закрепления правового статуса СМИ, созданных в организационной форме автономных учреждений. законопроект также вносит изменения в часть 3 статьи 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части дополнения положения указанной статьи после слов "через Государственную границу Российской Федерации" дополнить словами "осуществлении контроля, в том числе лицензионного, в сфере средств массовой информации, телевизионного вещания и радиовещания".

предлагаемый законопроект предусматривает переходные положения. в частности, лицензии на вещание, выданные до вступления в силу предложенных изменений, будут действовать до истечения срока их действия, при этом если вещатель захочет обратиться за получением лицензии на вещание (универсальной или в определенной среде) в соответствии с новыми требованиями, то ранее выданные вещателю лицензии утрачивают силу.


список проблем

4.1.3. регулирование сетевых изданий;