в связи с тем, что ряд положений 139-ФЗ вводится в действие с 1 ноября 2012 года, в Минкомсвязи прошло заседание рабочей группы Минкомсвязи, Федерального Собрания и интернет-индустрии по вопросам реализации закона о защите детей в интернете (блокирование и разблокирование интернет-ресурсов, ответственность сторон, сроки реагирования). Роскомнадзор провел совещания с операторами спутникового телевидения и кабельных сетей телевещания по вопросам практического применения положений федерального закона 436-ФЗ, в части, касающейся маркирования информации, имеющей ограничения к просмотру по возрастному критерию.
участники встречи 9 августа 2012 года в Минкомсвязи отметили необходимость мониторинга правоприменительной практики в сфере регулирования интернета и “проведения просветительской деятельности среди судейского корпуса”, проработки механизма досудебного исключения заблокированных ресурсов из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов и сетевых адресов, идентифицирующих сайты с противоправным контентом (реестр), при условии оперативного удаления противоправного контента.
по мнению экспертов, реестр не должен быть общедоступным, но следует предусмотреть возможность проверки наличия в нем заблокированного сайта.
поддержано предложение создания “белых списков” разрешенных сайтов.
предложено максимально детально прописать критерии отнесения той или иной информации к запрещенной, поскольку возможно расширенное толкование некоторых положений 139-ФЗ.
дискуссию вызвало предложение обязать интернет-поисковиков фильтровать выдачу ссылок по определенным запросам.
представители Роскомнадзора обсудили с участниками совещаний 14 и 16 августа 2012 года вопросы по выработке единых подходов к параметрам размещения знаков информационной продукции (знаков) и в публикуемых программах телерадиопередач: классификации информационной продукции, формы знака, особенностей его размещения при теле- и при радиовещании, ответственности за нарушение требований закона.
подзаконные акты о порядке применения положений 139-ФЗ в настоящее время разрабатываются Правительством РФ и Минкомсвязи, предложения рабочая группа подготовит к 1 сентября 2012 года.
436-ФЗ установлено, что “классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций”. преимущественно обязательства по маркировке информационных продуктов налагаются на правообладателя - производителя соответствующего контента или на распространителя, который получил такие права по договору.
продукция, имеющая прокатное удостоверение Министерства культуры РФ, не требует проведения экспертизы для определения уровня ограничения к показу. остальные продукты должны классифицироваться самим производителем или по результатам заключения аккредитованного Роскомнадзором эксперта.
Роскомнадзор участвует в работе над подзаконным актом о порядке аккредитации экспертов и их взаимодействии с кабельными операторами.
результаты экспертиз будут публиковаться на сайте службы в интересах вещателей и распространителей для исключения дублирующих работ. в течение первых месяцев применения 436-ФЗ Роскомнадзор “намерен зафиксировать и проанализировать все спорные моменты и неучтенные ситуации с тем, чтобы вынести свои предложения о совершенствовании правоприменительной практики на обсуждение с профессиональным сообществом”.
присутствие представителей СМИ на встречах не предусматривалось. после неоднократных их обращений Роскомнадзор информировал, что применение 139-ФЗ должно регулироваться на основе соответствующих нормативных правовых актов, в которых будет прописан порядок проведения экспертизы информационной продукции, порядок формирования и ведения, а также порядок ведения реестра.


список проблем

5.2.0. процедура блокировки интернет-сайтов с запрещённой информацией (внесения в реестр и исключения из него);

5.5.0. защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; виды информации, распространение которой ограничено только среди несовершеннолетних;