Конституционный суд РФ (КС) постановил, что Конституции РФ не соответствуют положения части 3 статьи 23 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” и частей 2 и 3 статьи 9 закона Челябинской области “О муниципальных выборах в Челябинской области”, которые допускают применение пропорциональной избирательной системы на выборах представительных органов малочисленных сельских поселений с числом депутатов до 20 человек, - это приводило к искажению волеизъявления избирателей.
федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определяет, что “гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов определяются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ”, и далее “законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов”. предметом слушания дела 9 июня 2011 года стали жалобы граждан Гурмана, Болтушенко и уполномоченного по правам человека в РФ Лукина.
в 2004-2009 годы Гурман и Болтушенко были депутатами сельского муниципального совета в Челябинской области.
во время выборов в 2009 году избирательная комиссия муниципального образования “Хомутининское сельское поселение” (МО ХСП) отказалась регистрировать самовыдвиженца Гурмана как кандидата в депутаты представительного органа на основании установления в уставе МО ХСП пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов.
Гурман и Болтушенко не обращались с заявлениями включить их в выдвигаемые политическими партиями списки кандидатов, будучи не согласными с их предвыборными программами.
в октябре 2009 года прошли очередные выборы 10 депутатов в представительный орган МО ХСП.
суды общей юрисдикции, куда обращались с жалобами граждане Гурман и Болтушенко, оспаривая положения закона Челябинской области “О муниципальных выборах в Челябинской области” и устава МО ХСП об установлении пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах, в удовлетворении им отказали. основанием для судов стало то, что положения закона Челябинской области приняты в соответствии с федеральным законодательством и не нарушают пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий.
уполномоченный по правам человека в РФ, защищая права обратившегося к нему гражданина Гурмана, направил в КС жалобу на нарушение конституционных прав граждан быть избранным в органы местного самоуправления.
заявители считают, что оспариваемые нормы нарушают конституционное право беспартийных граждан быть избранными в органы местного самоуправления, допуская избрание муниципальным образованием исключительно пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах, ставят реализацию прав граждан в зависимость от принадлежности к политическим партиям и этим нарушают принцип равенства прав и свобод граждан, право на свободное выражение мнений и гарантированное Конституцией РФ право граждан на местное самоуправление.
КС установил, что использование на муниципальных выборах альтернативных видов избирательной системы, в том числе пропорциональной, не является отступлением от принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права.
и Конституции не противоречит правовое регулирование, при котором законодателем субъекта РФ установлены виды избирательных систем на местных выборах, и местное сообщество само выбирает и закрепляет в уставе муниципального образования оптимальную избирательную систему, включая пропорциональную.
политические партии как институты представительной демократии обеспечивают участие граждан в жизни общества, и многопартийная политическая система призвана выражать интересы и потребности общества и на федеральном уровне и на уровне местного самоуправления.
КС подчеркнул, что при применении пропорциональной избирательной системы на местном уровне федеральные политические партии становятся единственными субъектами избирательного процесса, и партии не обязаны включать в список кандидатов тех беспартийных граждан, которые обратились к ним с таким предложением. поэтому при применении такой избирательной системы возникает противоречие между индивидуальным пассивным избирательным правом гражданина и соответствующими правами политических партий. при незначительном числе депутатов представительных органов муниципальных образований с малочисленным населением проведение выборов по пропорциональной избирательной системе может привести к искажению волеизъявления избирателей, получению результатов, недостоверно отражающих их волю на выборах, и может ставить под сомнение легитимность сформированного в таких условиях выборного органа.
следовательно, установил КС, проведение выборов по пропорциональной избирательной системе в небольших поселениях с малым числом депутатов может повлечь отступление от принципа свободных и справедливых выборов и нарушение равенства избирательных прав граждан. поэтому федеральный законодатель обязан определить критерии (пределы) использования пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах и метод распределения депутатских мандатов, при соблюдении которых будет обеспечиваться достоверность результатов выборов.
КС постановил, что “федеральному законодателю надлежит, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и настоящим Постановлением, в течение шести месяцев установить обязательные для учета в законодательстве субъектов Российской Федерации при определении условий применения избирательных систем в муниципальных образованиях критерии допустимости использования пропорциональной избирательной системы (в том числе как элемента смешанной избирательной системы) на выборах в представительные органы поселений исходя из числа распределяемых мандатов”.
таким образом, подлежат пересмотру принятые по заявлениям граждан Болтушенко и Гурмана судебные постановления на основании признанных неконституционными положений.
постановление КС вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно.