ПОЗИЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (КС):
2010.01.19 -- КС вынес Определение №151-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Алексеева Николая Александровича, Баева Николая Викторовича и Федотовой Ирины Борисовны на нарушение их конституционных прав статьей 4 Закона Рязанской области "О защите нравственности детей в Рязанской области" и статьей 3.10 Закона Рязанской области "Об административных правонарушениях", которое устанавливает, в частности, что региональный законодатель "установил меры, направленные на обеспечение интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей, в том числе в виде запрета совершать публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма... сам по себе запрет такой пропаганды – как деятельности по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений, – среди лиц, лишенных в силу возраста возможности самостоятельно критически оценить такую информацию, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан... подобные ограничения не закрепляют какие бы то ни было меры, направленные на запрет гомосексуализма или его официальное порицание, не содержат признаков дискриминации, по своему смыслу не допускают избыточные действия органов публичной власти. Соответственно, оспариваемые заявителями положения данных законов не могут рассматриваться как несоразмерно ограничивающие свободу слова".

ПОЗИЦИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВС):
2012.08.15 -- Судебная коллегия ВС по административным делам вынесла Определение №1-АПГ12-11, которое устанавливает, что пропаганда гомосексуализма среди несовершеннолетних "предполагает активные публичные действия с указанными выше целями, связанные с формированием привлекательного образа нетрадиционной сексуальной ориентации, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений". ее запрет "не препятствует реализации права получать и распространять информацию общего, нейтрального содержания о гомосексуальности, проводить публичные мероприятия в предусмотренном законом порядке, в том числе открытые публичные дебаты о социальном статусе сексуальных меньшинств, не навязывая гомосексуальные жизненные установки несовершеннолетним как лицам, не способным в силу возраста самостоятельно критически оценить такую информацию".

ПОЗИЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (ЕСПЧ):
2010.10.21 -- ЕСПЧ вынес Постановление по делу "Алексеев против России" (Alekseyev v. Russia) по жалобам №4916/07, 25924/08 и 14599/09, пункт 84 которого устанавливает, что "не существует двусмысленности в отношении признания другими государствами-участниками права людей открыто называть себя геем, лесбиянкой или иным сексуальным меньшинством и пропагандировать свои права и свободы". "отсутствуют научные доказательства и социологическая информация, подтверждающие, что обычное упоминание о гомосексуальности или открытая общественная дискуссия о социальном статусе сексуальных меньшинств окажет негативное воздействие на детей или "ранимых взрослых". Наоборот, только с помощью справедливой и общественной дискуссии общество может обратиться к таким сложным вопросам, которые были подняты в данном деле. Такая дискуссия, подкрепленная академическими исследованиями, прояснила бы несколько вопросов, вызывающих всеобщее непонимание, таких как, например, может ли человек быть воспитан как гомосексуалист, склонен к гомосексуальности или переманен из нее или может ли он добровольно выбрать ее или отказаться от нее. Именно подобную дискуссию пытался инициировать в настоящем деле заявитель, однако она не могла быть заменена спонтанными мнениями чиновников, которые последние считали популярными". позиция Российской Федерации  была признана нарушающей норму статьи 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

иерархия проблем


Россия обжаловала постановление ЕСПЧ по делу о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений

Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека М.Л. Галперин направил ходатайство о пересмотре Постановления ЕСПЧ по делу «Баев и другие против России» от 2017.06.20


Госдума отклонила два законопроекта об обороте продукции, услуг и мероприятий сексуального характера


комментарий "Что такое пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних?" (2019, сайт Центра защиты прав СМИ);


article of Paul Johnson "‘Homosexual Propaganda’ Laws in the Russian Federation: Are They in Violation of the European Convention on Human Rights?" (the 'Ius Gentium' web-site, eng.);

the author -- Paul Johnson is Professor of Sociology at University of York, Department of Sociology (Heslington, York, North Yorkshire, YO10 5DD, United Kingdom);
DOI of the article -- 10.17589/2309-8678-2015-3-2-37-61;


статья Сергея Хаванского "Запрет пропаганды гомосексуализма в свете судебной практики" (Портал Гарант.ру, 2013.06.19);

автор - кандидат юридических наук, руководитель Правовой редакции Компании "ГАРАНТ";
в статье приведены основные правовые позиции, сформулированные по состоянию на июнь 2013 года ЕСПЧ, Конституционным судом и Верховным судом по вопросу о том, что считать пропагандой нетрадиционных отношений, как её отделить от информирования, что может считаться доказательством целей распространения информации среди несовершеннолетних и др.


2023.11.08 - РОСКОМНАДЗОР - приказ №25 о критериях оценки информации, распространение которых запрещено.docx

Инстанция -- Роскомнадзор
Документ -- Приказ;
Реквизиты -- №25 от 2023.02.27 (в ред. от 2023.11.08);
Название -- "Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено";