Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (УФАС) приняло решение о привлечении к административной ответственности ОАО «Альфа-Банк» в виде штрафа в размере 80 000 рублей в связи с нарушением требований законодательства о рекламе.
УФАС установило факт нарушения требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении ОАО «Альфа-Банк» наружной рекламы следующего содержания: «18%. Победа - вклад высоких достижений. АЛЬФА-БАНК». по результатам экспертизы было установлено, что существенные условия кредитных услуг были написаны в рекламе «нечитаемым мелким шрифтом, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять необходимую информацию».
ранее по тем же признакам Московское УФАС возбудило дело в отношении ЗАО КБ «Ситибанк» по факту размещения наружной рекламы «Думайте, что делать с рублями? 14% годовых в рублях на 6 месяцев. Citibank». комиссия УФАС установила, что в рекламе информация о процентных ставках выделена цветом и шрифтом большого размера, а информация об иных существенных условиях предоставления услуг приведена мелким, трудночитаемым шрифтом, и занимает менее 5 процентов от площади рекламы. также в указанной рекламе отсутствовала существенная информация о минимальной сумме депозита в 15 000 рублей. УФАС признал, что, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об условиях оказания услуг по банковскому депозиту, форма предоставления существенных для потребителя рекламы сведений о предоставлении банковской услуги такова, что «они потребителями не воспринимаются и фактически в рекламе отсутствуют». УФАС также отметил, что вопреки требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама не содержала наименования юридического лица, оказывающего указанные в рекламе услуги. доводы представителей ЗАО КБ «Ситибанк» о том, что в законодательстве отсутствуют требования к размеру шрифта, признаны УФАС несостоятельными на основании законодательного определения рекламы и требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». в соответствии с решением УФАС, «вся информация в рекламе должна быть отражена таким образом, чтобы могла быть прочитана, воспринята неопределенным кругом лиц». реклама ЗАО КБ «Ситибанк» была признана УФАС «рассчитанной на импульсивное восприятие содержащейся в ней информации». по итогам рассмотрения дела предписание об устранении нарушения не было выдано в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.
по аналогичному прецеденту ранее, 9 сентября, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа рассмотрел кассационную жалобу ЗАО «Банк Русский Стандарт» о признании незаконным и об отмене постановления УФАС по Ивановской области о привлечении к административной ответственности. УФАС установил факт распространения посредством наружной рекламы следующих сведений: «Неожиданно высокие проценты по вкладам», «до 12,75% годовых в рублях». для сообщения остальных существенных условий по кредитной услуге в рекламном макете использовался мелкий, нечитаемый шрифт, который «не воспринимается человеческим глазом, нераспознаваем без специальных приспособлений». УФАС признал такую рекламу ненадлежащей и нарушающей требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». суд установил, что спорная реклама направлена на «импульсивное восприятие информации потребителями», и что формальное присутствие в рекламе существенных условий, напечатанных мелким и нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, и не может рассматриваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно суммы и срока вклада. довод банка о том, что действующее законодательство не устанавливает обязательный для рекламы размер шрифта, признан судом несостоятельным.

список проблем

1.4.6. реклама финансовых услуг (рассрочек, кредитов, вкладов, страхования, пенсионных и инвестиционных фондов, ценных бумаг и др.);

1.6.1. недостаточная площадь или длительность предупреждений; нечитаемый или мелкий шрифт;