2017.07.12 - Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ТУ ФАС) рассмотрело дело об административном правонарушении №АР-34-17 в связи с фактом распространения рекламы со следующим текстом "Не хочешь платить за тепло?! Не плати. МУП УИС Теплоснабжение горячее водоснабжение. 8-800-775-53-11 (звонок бесплатный)" на рекламном щите №И17, расположенном в городе Уфе на улице Демское шоссе (в сторону аэропорта). рекламодателем было признано Муниципальное унитарное предприятие "Уфимские инженерные сети" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (МУП). постановлением ТУ ФАС данная реклама признана нарушающей требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе. в соответствии с нормой части 1 статьи 14.3 КоАП на МУП наложен штраф в размере 100 тыс. рублей.
2017.11.09 - Арбитражный суд Республики Башкортостан (АС РБ) удовлетворил заявление МУП о признании незаконным и отмене постановления ТУ ФАС от 2017.07.12
2018.01.18 - Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (18 ААС) удовлетворил апелляционную жалобу ТУ ФАС, отменил решение АС РБ от 2017.11.09 и постановил в полном объёме отказать МУП в удовлетворении требований о признании незаконным и необоснованным

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА:
Администрация городского округа город Уфа направила МУП запрос о тематике мероприятий, нуждающихся в
социальной поддержке на рекламных носителях.
МУП разработало макет баннера и направило его в электронном виде на почту МКУ "Городская реклама".
ООО "Ночной проспект плюс" обратилось в МКУ "Городская реклама" за информацией о наличии макетов-баннеров, содержащих социально полезную информацию.
МКУ "Городская реклама" предоставил ООО "Ночной проспект плюс" макет, ранее полученный от МУП.

ПОЗИЦИЯ МУП:
интересы МУП представляла А.Ю. Моисеева. спорная реклама имеет социальную значимость. макет рекламы не был согласован с МУП.

ПОЗИЦИЯ ТУ ФАС:
интересы ТУ ФАС представляла Т.Ю. Герасимова. довод о том, спорная реклама имеет социальную значимость, является несостоятельным. отсутствие согласованного макета не освобождает рекламодателя от административной ответственности.

ПОЗИЦИЯ СУДА 1 ИНСТАНЦИИ:
отсутствует вина МУП предприятия в размещении социальной рекламы.

ПОЗИЦИЯ СУДА 2 ИНСТАНЦИИ:
пункт 1 статья 3 Закона о рекламе устанавливает, что под рекламой следует понимать информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
пункт 11 статьи 3 Закона о рекламе устанавливает, что под социальной рекламой понимается информация, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. отличительным признаком социальной рекламы является её
некоммерческое, социальное содержание, направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. социальная реклама – вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума. предназначение социальной рекламы – гуманизация общества и формирование нравственных ценностей. миссия социальной рекламы – изменение поведенческой модели общества. обращение к населению/целевой аудитории осуществляется по преимуществу в форме повелительного наклонения, требующего от нее исполнения, но с разной
степенью настоятельности. социальная реклама, в большей степени, - это призыв к действию, императив, не требующий возражения. социальная реклама разрешает важнейшие задачи, и в частности формирует общественное мнение, привлекает внимание к актуальным проблемам общественной жизни, стимулирует к действиям по решению проблем общественной жизни, поддерживает государственную политику, укрепляет институт гражданского общества, изменяет поведенческие модели в обществе.
из текста данной рекламы не следует, что она направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, на обеспечение интересов государства. информация, изложенная на баннере, формирует интерес к деятельности МУП УИС, направлена на привлечение внимания потребителей к оплате коммунальных услуг. в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что спорная информация не является социальной рекламой. вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы: она адресована неопределенному кругу лиц; и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.
посыл данной рекламы невозможно трактовать однозначно. возможно, понять рекламу (1) как возможность не платить за тепло при желании самого потребителя; (2) как возможность не платить за тепло при оказании некачественных услуг теплоснабжающей организацией; (3) как призыв к не оплате услуг вообще. в контексте данной рекламы куски льда на буквах "НЕ ПЛАТИ" также не добавляют ясности данной рекламе.
именно МУП УИС разработало спорный макет баннера, который и был фактически размещён.


список проблем

1.8.0. договоры и распределение ответственности между рекламодателем и рекламораспространителем; отношения с антимонопольным органом; общие и процессуальные вопросы законодательства о рекламе и конкуренции;

1.3.1. недостоверная реклама, отсутствие в рекламе части существенной информации;

1.2.1. социальная реклама (PSA); объявления, не связанные с предпринимательской деятельностью;